Перейти к основному содержанию
Включайся в группу ЗОВ в Google+ Включайся в группу ЗОВ в Facebook Включайся в группу ЗОВ В Контакте Включайся в группу ЗОВ в Одноклассниках Подпишись на видеоканал важных новостей ЗОВ на Youtube
Инициативная группа по проведению референдума  За ответственную власть (ИГПР ЗОВ) - Преследование Мухина, Барабаша, Парфенова, Соколова - РЕФЕРЕНДУМ НЕ ЭКСТРЕМИЗМ

Путин против Аристотеля

 "Cамое главное при всяком государственном строе - это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться."

Аристотель "Политика"

Глядя на современное государственное управление нашей страной, приходишь к выводу, что власть имущие не читали классическую литературу, посвящённую соответствующим вопросам. А если и читали - тогда, похоже, уверены, что больше никто кроме них такой литературы не читал. В этой заметке никаких дополнительных фактов - голые цитаты из знаменитого труда Аристотеля "Политика" (по изданию 2016 г., СБП: Азбука, Азбука - Аттикус, - 352 с., перевод с древнегреческого С.А. Жебелёва). Желающие сами подставят нужные ссылки к подходящим фразам и либо оспорят выбранное мною название заметки, либо по-своему подтвердят его. Я же советую прочитать цитируемый труд целиком, потому что убеждён, что знающие подобные труды очень скоро будут востребованы новыми, ответственными, наконец, перед народом напрямую высшими органами власти.

Государство же есть общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни. (Н, VII, 2; 295 стр.)

Государство создаётся не ради только того, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. (Г, V, 10; 112 стр.)

Ясно, что государство не есть общность местожительства, оно не создаётся в целях предотвращения взаимных обид или ради удобства обмена. Конечно, все эти условия должны быть налицо для существования государства, но даже и при наличии их всех, вместе взятых, ещё не будет государства; оно появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради Благой жизни... (Г, V, 13; 114 стр.)

Большинство людей готово претерпевать множество страданий из привязанности к жизни. (Г, IV, 3; 106 стр.)

Наилучшим видом народа является земледельческий... Не обладая значительной собственностью, люди не имеют там досуга часто устраивать народные собрания... им приятней труд, чем занятия политикой и управлением там, где получение должностей не сопряжено с большими материальных выгодами. Ведь люди в массе своей больше стремятся к прибыли, нежели к почёту.
...Они в старину переносили тирании, а в настоящее время терпят олигархии, лишь бы только никто не мешал им заниматься своим делом и не отнимал у них ничего. (Z, II, 1-2; 259 стр.)

Законодатель должен стремиться увидеть государство, тот или иной род людей и вообще всякое иное общение людей наслаждающимися благой жизнью и возможным для них счастьем. (Н, II, 10; 283 стр.)

Справедливость, как кажется, есть равенство, и так оно и есть, но только не для всех, а для равных, и неравенство также представляется справедливостью,.. но опять-таки не для всех, а лишь для неравных. (Г, V, 8; 111 стр.)

Основное начало демократического права состоит в том, что равенство осуществляется в количественном отношении, а не на основании достоинства. (Z, I, 6; 254 стр.)

Многое из того, что кажется свойственным демократии, ослабляет демократию и многое из того, что признаётся свойственным олигархии, ослабляет олигархию. (Е, VII, 16; 227 стр.)

Что почитается ценным у власть имущих, неизбежно является таковым и в представлении остальных граждан. А где добродетель не ценится больше всего, там не может быть прочного аристократического государственного устройства. (В, VIII, 7; 85 стр.)

Когда выборы происходят из намеченных заранее кандидатов, создаётся опасное положение: если известно число лиц даже и небольшое, захотят войти между собой в соглашение, то выборы всегда будут совершаться так, как они того пожелают. (В, III, 13; 60 стр.)

Во многих местах государственное устройство в силу тамошних законов не демократическое, но является таковым в силу государственных обычаев и всего уклада жизни; точно так же в других государствах бывает обратное явление: по законам строй скорее демократический, а по укладу жизни и господствующим обычаям скорее олигархический. Подобного рода явления встречаются чаще всего после государственных переворотов, когда не сразу переходят к новому строю, но сначала предпочитают мелкие взаимные уступки, так что существовавшие ранее законы остаются в силе, власть же имеют те, кто изменил государственное устройство. (Δ, V, 2; 161 стр.)

Иногда, обманув народ, производят переворот с его согласия, а затем, по прошествии некоторого времени, насильственным путём захватывают власть, уже против воли народа. (Е, III, 8; 208 стр.)

В демократиях беспорядочность и анархичность государственного строя вызывают презрение к нему со стороны состоятельных людей. (Е, II, 6; 202 стр.)

Внутренние распри возникают не по причине мелочей, но из мелочей распри поднимаются всегда по поводу дел важных. Особенное значение приобретают мелкие неурядицы в том случае, когда они возникают среди лиц высокопоставленных... (Е, III, 1; 205 стр.)

Когда в государстве много людей лишено политических прав, когда в нём много бедняков, такое государство неизбежно бывает переполнено враждебно настроенными людьми. Остаётся одно: предоставить им участвовать в совещательной и судебной власти... Законодатели предоставляют им право принимать участие в выборах должностных лиц и в принятии отчёта об их деятельности; объединяясь в одно целое, они имеют достаточно рассудительности...
В некоторых случаях не один только мастер является единственным и наилучшим судьёй; именно там, где дело понимают и люди, не владеющие искусством: например, дом знает не только тот, кто его построил, но о нём лучше будет судить тот, кто им пользуется, то есть домохозяин...
(Г, II, 3-4; 201 стр.)

Бедные, хотя бы они и были лишены почёных прав, всё-таки остаются спокойными, если никто их не оскорбляет и не отнимает у них того, что им принадлежит. (Δ, Х, 5; 178 стр.)

Стремление получить прибыль и почёт ведёт к взаимному раздражению людей не потому, что они желают приобрести их, как сказано ранее, для самих себя, но потому, что они видят, как другие - одни справедливо, другие несправедливо - в большей степени пользуются этими благами.
...Если находящиеся у власти проявляют наглость и корыстолюбие, то население начинает враждебно относиться к ним, и к тому государственному строю, который даёт им такие возможности... (Е, II, 3-4; 201 стр.)

Государственный строй губит скорее алчность богатых, нежели простого народа. (Δ, Х, 5; 178 стр.)

Стоит только пренебречь чем бы то ни было в деле государственного управления, как после этого начинает легко сдвигаться со своего места и нечто более существенное, и что легче даётся в руки, и так до тех пор, пока весь государственный порядок не придёт в расстройство.
Все виды государственного строя рушатся либо от внутренних, либо от внешних причин, когда государство с противоположным устройством находится вблизи или хотя и далеко, но обладает могуществом. (Е, VI, 7, 9; 219 стр.)

Те, кто печётся о сохранении государственного строя, должны возбуждать у граждан разные опасения, чтобы те охраняли государственный строй и не разрушали его... (Е, VII, 5; 222 стр.)

К тирании стремятся те, кто пользуется наибольшим влиянием, то есть в демократиях демагоги, в олигархиях династы либо те, кто занимает важнейшие должности, и притом в течение продолжительного времени. (Е, VII, 4; 221 стр.)

Цель тирана - приятное, цель царя - прекрасное. Поэтому тиран видит своё преимущество в том, чтобы преумножить свои средства; царь же главным образом - в преумножении чести. Охрана царя состоит из граждан, охрана тирана - из наёмников. (Е, VIII, 6; 231 стр.)

Если подданные считают правителя человеком богобоязненным и усердным в делах культа, они менее будут опасаться потерпеть от него что-либо беззаконное и реже станут злоумышлять против него, так как он имеет союзниками богов. (Е, IX, 15; 245 стр.)

Способствует возможному сохранению тирании и то, что уже ранее было нами указано; один способ состоит, например, в том, чтобы "подрезывать" всех чем-либо выдающихся людей, убирать прочь с дороги всех отличающихся свободным образом мыслей, не дозволять товариществ, воспитания и ничего другого, подобно этому, вообще остерегаться всего того, откуда возникает уверенность в себе и взаимное доверие, не позволять заводить школы или какие-нибудь другие собрания с образовательной целью и вообще устраивать всё так, чтобы все оставались по преимуществу незнакомыми друг с другом, так как знакомство создаёт больше доверия.
Ещё нужно стараться устроить дело так, чтобы не оставалось тайной ничто из того, о чём говорит или чем занимается каждый из подданных, держать соглядатаев...
Следует возбуждать среди сограждан взаимную вражду и сталкивать друзей с друзьями, простой народ со знатными, богатых с людьми из их же среды. В виды тирана входит также разорять своих подданных, чтобы, с одной стороны, иметь возможность содержать свою охрану и чтобы, с другой стороны, подданные, занятые ежедневными заботами, не имели досуга составлять против него заговоры.
Тиран склонен также вести войны, чтобы подданные не имели свободного времени и постоянно нуждались в предводителе.
Все те признаки, какими отличается крайняя демократия, свойственны также и тирании: господство женщин в семейном быту, чтобы они разглашали дела своих мужей, и по этой же причине распущенность рабов; рабы и женщины не злоумышляют против тиранов, напротив, пользуются благоденствием, те и другие, разумеется, благосклонно относятся и к тираниям, и к демократиям, ведь и демос желает быть своего рода монархом. Поэтому и тут и там льстецы в почёте: в демократиях - демагог (ведь демагог - льстец народа), а у тиранов - люди, держащие себя униженно, а это свойство льстецов.
Не соучаствовать ничему возвышенному, ничему свободному - свойство тирании; на эти качества притязает только сам тиран, а если находится человек, обладающий высокими чувствами, преклоняющийся перед свободой, то тем самым он лишает тиранию того, что придаёт ей превосходство и господство. Поэтому таких людей, как способных уничтожить их господство, тираны ненавидят. Тирану свойственно приглашать к своему столу и вообще проводить время больше с иноземцами, чем с местными гражданами: последние для него враги, а первые не станут его противниками.
Тиран стремится к трём целям: во-первых, вселить малодушие в своих подданных, так как человек малодушный не станет составлять против него заговоры; во-вторых, поселить взаимное недоверие - тирания может пасть только тогда, когда некоторые граждане будут доверять друг другу, поэтому тираны - враги порядочных людей, как опасных для их власти, и не только потому, что они не выносят деспотической власти, и не только потому, что они не выносят деспотической власти, но и потому, что они пользуются доверием как в своей среде, так и среди других и не станут заниматься доносами ни на своих, ни на чужих; в-третьих, лишить людей политической энергии: никто не решится на невозможное, значит, и на низвержение тирании, раз у него нет на то силы... Их можно было бы свести к  следующим предпосылкам: чтобы люди не доверяли друг другу; чтобы не могли действовать; чтобы прониклись малодушием. (Е, IX, 2-8; 240 стр.)

Итак, ясно, что только те государственные устройства, которые имеют в виду общую пользу, являются согласно со строгой справедливостью, правильными; имеющие же в виду только благо правящих - все ошибочны и представляют собой отклонения от правильных: они основаны на началах господства, а государство есть общение свободных людей. (Г, IV, 7; 107 стр.)

Царь должен владеть вооружённой силой, и она должна быть настолько значительной, чтобы царь, опираясь на неё, оказывался сильнее каждого определённого человека и даже нескольких человек, но слабее массы граждан. (Г, Х, 10; 138 стр.)

Величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не к предметам первой необходимости... Поэтому большие почести назначаются не тому кто убьет вора, но тому, кто убьёт тирана. (В, IV, 8; 63 стр.)

Во власти людей, владеющих оружием, сохранить или отменить государственный строй. (Н, VIII, 3; 298 стр.)

Территория государства должна принадлежать людям, которые вооружаются на собственный счёт и имеют право принимать участие в управлении государством. (Н, IX, 5; 301 стр.)

Стремится к объединению и обобщению массы нужно... путём её воспитания. (В, II, 10; 51 стр.)

Так как государство в его целом имеет в виду его одну конечную цель, то, ясно, для всех нужно единое и одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом, как теперь, когда всякий печётся о своих детях частным образом и учит частным путём тому, что ему вздумается. (Ѳ, I, 2; 327 стр.)

Учение связанно с огорчением. (Ѳ, IV, 4; 335 стр.)

Энтузиазм есть возбуждение нравственной части души. (Ѳ, V, 5; 338 стр.)

Счастье предполагает именно деятельность. (Н, III, 2; 284 стр.)

Передано через адвокатов из СИЗО-1
"Матросская Тишина" от Кирилла Барабаша

Комментарии

Аватар пользователя Alek

Оценка

Аристотель гений,а Кирилл Владимирович-Молодец!

Alek

Отправить новый комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Пожалуйста, введите числа и буквы (с учетом регистра), изображенные на картинке
Картинка
Введите символы, которые показаны на картинке.