Больные системные вопросы

В последнее время тема образования в Пряжинском районе стала как никогда животрепещущей. И совсем не случайно. Причина — участившиеся факты несвоевременной выплаты заработной платы работникам сферы и субвенция, которой не хватает. О том, как решить финансовые проблемы текущего года в сфере образования, учитывая процессы оптимизации, обсуждали в Пряже на встрече с заместителем премьер-министра правительства Республики Карелия Валентиной Улич и министром образования Александром Морозовым. В районной администрации собрались депутаты, руководители предприятий и образовательных учреждений, присутствовал министр культуры Алексей Лесонен, глава Пряжинского района Тойво Саволайнен, глава администрации района Олег Ермолаев.

— Это должен быть диалог, необходимо обсуждать проблемы, которые есть в районе, и все-таки это должно быть встречное движение в сторону решения вопроса, потому что ситуация не только в Пряжинском, но и в большинстве районов Карелии достаточно сложная. Безусловно, в Пряжинском районе есть свои особенности, связанные с его географией, транспортной доступностью, с большим количеством поселений с малой численностью, также многие дети из населенных пунктов района нуждаются в подвозе к школе, — отметила Валентина Улич.

О проблемах и перспективах отрасли образования в Пряжинском районе рассказала замглавы администрации Татьяна Сеппянен.

Речь шла о сокращении ставок, зарплатах, неэффективных расходах, реструктуризации (чаще всего под этим словом понимается постепенная ликвидация образовательного учреждения и перевод учащихся в полнокомплектную школу), реорганизации (когда основная школа становится начальной школой-садом, а начальная школа-сад становится детским садом и т.д.), оптимизации (подразумевается слияние школы и детского сада, ликвидация школы, перевод ее учащихся в более крупную школу) за период с 2009 года по 2016 год.

Всегда ли это борьба за качество образования? Почему малыши из Савиновской начальной школы не могут проехать 15 километров до Ведлозера? Не потому ли, что дорога оставляет желать лучшего, нужно очень рано встать на автобус, а детей лишают возможности заниматься дополнительным образованием? Можно сколь угодно ссылаться на пример Ломоносова, который пешком дошел до Москвы, так велика была его тяга к учению. Но на дворе XXI век.

Министр образования РК Александр Морозов в своем выступлении говорил о неэффективности расходования средств субвенции. Начиная с того, что цена медицинского осмотра для педагогических работников Пряжинского района обходится в 4 200 рублей на человека (и это — одно из самых дорогостоящих соглашений по сравнению с другими районами), и заканчивая тем, что в образовательных учреждениях района низкая наполняемость классов, маленькая численность учащихся в расчете на одного педагогического работника, излишнее деление классов на группы, превышение максимального количество часов по федеральному базисному учебному плану и др.

По многим из высказанных замечаний у присутствующих возникли вопросы. Для того чтобы более детально изучить проблемы общеобразовательных учреждений, на местах познакомиться с эффективностью их работы, с качеством преподавания с подачи директора Чалнинской средней школы Ирины Даниловой было решено создать экспертную рабочую группу, в которую войдут представители образовательных организаций и управления образования района, депутатского корпуса, а также министерства образования. И уже по итогам работы комиссии в начале следующего календарного года можно будет сделать корректные выводы о том, насколько успешно работают общеобразовательные учреждения района.

Ксения СОРОКИНА